8 мая, 2020

Перевал Сплюген (Splügen Pass)

Перевал Сплюген (Splügen Pass) - Перевал Сплюген (нем. Splügenpass; ит. Passo dello Spluga)

Перевал Сплюген (нем. Splügenpass; ит. Passo dello Spluga)

2114 м.

Перевал Сплюген — альпийский горный перевал Лепонтинских Альп. Он соединяет швейцарский город Тузис (кантон Граубюнден) в 5 км к северу на 675 метров ниже перевала с итальянской Кьявенной в 21 километре к югу в конце долины Сан-Джакомо 1 789 метров ниже перевала.

Via Spluga: Thusis – Chiavenna

Перевал соединяет швейцарскую долину Хинтеррайн и Сплюген в кантоне Граубюнден с Валле-Сан-Джакомо и Чиавенной в итальянской провинции Сондрио, дорога продолжается до озера Комо. Этот перевал является водоразделом между водосборными бассейнами Рейна, впадающего в Северное море, и По, впадающими в Адриатическое море.

Историческая тропа Виа Сплуга

С момента открытия автомобильного туннеля Сан-Бернардино в 1967 году перевал утратил свое прежнее значение; он закрыт зимой. Благодаря своей низкой важности, теперь это тихий перевал, где сохранились важнейшие части исторической дороги Via Spluga.

Перевал Сплюген (Splügen Pass) - Перевал Сплюген (нем. Splügenpass; ит. Passo dello Spluga)

Перевал использовался уже в римскую эпоху. Возможно, он назывался Cunus Aureus, как это было упомянуто в Tabula Peutingeriana (но это имя могло относиться к перевалу Жулье, а не к Сплюгену). Само название Splügen, возможно, происходит от слова specula («наблюдатель»). В средние века епископы Кура перенесли торговый путь на перевал Септимер.

С 1818 по 1823 год по распоряжению австрийских властей была построена современная дорога, которой на юге управляло Королевство Ломбардия-Венеция.

Перевал Сплюген (Splügen Pass) - Перевал Сплюген (нем. Splügenpass; ит. Passo dello Spluga)

В 1843 году дорога была дополнительно расширена за счет лавинной галереи длиной 312 м (1024 фута), спроектированной швейцарским инженером Ричардом Ла Никкой, которая сегодня не используется, но в основном сохранилась. Планы по строительству железнодорожной линии через перевал Сплюген были заброшены в пользу Готардской железной дороги, открытой в 1882 году.

Перевал упоминается в «Приключении выдающегося клиента» Артура Конан Дойля, рассказе Шерлока Холмса 1924 года. Австрийский барон Адальберт Грюнер, злодей этой истории, убил свою жену, сбросив ее с перевала, хотя Холмс не мог доказать это.

 

Другие альпийские перевалы в Швейцарии: